Рунет и семь бед
Содержание
РУНЕТ - В ТРОЙКЕ ЛИДЕРОВ
Уровень интернет-проникновения в России достиг 62%, при этом разрыв между Москвой, Санкт-Петербургом и другими регионами России по-прежнему сохраняется. Это оказывает негативное влияние на интернет-отрасль, а в отдельных сегментах, таких как электронная коммерция, приводит к парадоксальной неэффективности.
По результатам исследования компании SimilarWeb, которое проводилось в январе 2015 года, Россия вошла в тройку самых крупных по количеству интернет-трафика стран, уступив лишь США и Великобритании. Таким образом, наша страна — первая из неанглоязычных по этому показателю. Это важный показатель, так как он говорит об интенсивности использования интернет-ресурсов, а значит, об информированности и активности населения разных стран, что отражается на общей эффективности экономики за счёт преимуществ интернет-технологий.
Годовой прирост интернет-пользовате-лей в 2014 году был довольно высок — б млн человек, а дневная аудитория увеличилась на 6,7 млн.
РОСТ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ В РОССИИ
Исследование провёл один из крупнейших держателей данных об интернет-аудитории на постсоветском пространстве — компания «Яндекс». В нём использовались как собственные данные компании, так и результаты ФОМ, Internet World Stats, TNS Web Index и GfK. Несмотря на бурный рост интернет-аудитории в предыдущие годы и высокую активность русскоязычных пользователей в глобальной сети, проникновение интернета в России составляет сейчас 62% от совершеннолетнего населения страны, или 72,3 млн россиян. При этом ежедневно выходят в интернет 60 млн человек
Годовой прирост интернет-пользователей в 2014 году был довольно высок — 6 млн человек, а дневная аудитория увеличилась на 6,7 млн.
Первый заместитель генерального директора Rambler & Со Максим Тадевосян считает рост интернет-аудитории в 2016 году в России довольно высоким. «Сейчас развитие широкополосного доступа в интернет происходит в первую за счёт малых городов и сельской местности. Разрыв между Москвой и Санкт-Петербургом и провинцией, особенно в области проводного ШПД, сохраняется, но очевидно, что он сокращается. Дальнейший рост интернет-аудитории в России будет происходить именно за счёт небольших городов», — говорит Тадевосян.
Россия проигрывает по уровню проникновения интернета странам «большой восьмерки» и Прибалтики с их 70-80-процентным уровнем, но при этом лидирует на остальном постсоветском пространстве и среди стран БРИКС. До уровня мирового лидера в области интернет-проникновения — Канады, где интернетом охвачено 95% населения, России еще довольно далеко.
БЫСТРЫЙ ДОСТУП ЗА РАЗУМНЫЕ ДЕНЬГИ
По мнению эксперта MForum Analytics Алексея Бойко, разрыв между Россией и странами «большой восьмерки» с годами будет сокращаться, но только за счёт мобильного ШПД эту проблему решить не удастся, поскольку полный охват услугами 3G/6G в России пока не обеспечивается. Также не слишком высока доля смартфонов в абонентской базе.
«Мобильный интернет всё же не является полноценной заменой стационарному, — говорит и Карен Казарян. — Он не подходит для «тяжелого» контента, страдает и продуктивность. Вместе с тем быстро дешевеет оборудование для развертывания ШПД, активно внедряются технологии гигабитного интернета. По сути, всё зависит от благоприятного климата для инвесторов и обеспечения возможностей для равной конкурентной борьбы. На Дальнем Востоке вполне возможны совместные проекты с Китаем и Японией — у них есть опыт таких проектов с соседними странами».
В отличие от проводного ШПД, где по соотношению «цена — качество» Москва и Санкт-Петербург вне конкуренции, в области мобильного интернета Московский регион не является лидером и проигрывает по привлекательности предложений Южному, Северо-Кавказскому, Северо-Западному и Приволжскому федеральным округам. По мнению Алексея Бойко, такое положение вещей носит исторический характер, так как Москва традиционно была самым доходным регионом для операторов мобильной связи, где действовали только два, а затем три федеральных оператора. Низкий уровень конкуренции позволил удерживать высокие цены.
«Но сомом деле разрыв снижается — он был ещё больше. Но, безусловно, остаются регионы с низкой конкуренцией в области провайдеров связи и низким количеством линий связи (Дольний Восток, Крым, Кавказ). В таких регионах мобильный интернет начинает вытеснять стационарный».
«В регионах цены на услуги мобильной связи сбивали региональные операторы и низкий уровень платежеспособности населения, что и зафиксировало их текущий уровень. Рынок фиксированного ШПД в Москве развивался в условиях высочайшей конкуренции, что и обеспечило те результаты — быстрый доступ за разумные деньги», — говорит Бойко.
Вместе с тем Бойко отметил рост пользователей мобильного интернета с 56% в конце 2013 года до 68% в конце 2014-го. «Каждый следующий процент после 50% дается всё с большим трудом и стоит все дороже. Стоимость растет экспоненциально, поэтому в условиях ограниченного охвата населения и ограниченных инвестиций в развитие сетей это — хороший результат», — считает эксперт.
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-РИТЕЙЛА
Наиболее заметная диспропорция наблюдается в области развития электронной коммерции. Цифры исследования показывают, что 40% товаров из интернет-магазинов попадают в Сибирь и на Дальний Восток через Москву. Если учесть, что подавляющее большинство товаров народного потребления производится в Китае, то можно представить торговую наценку, которую дают транспортные расходы.
«К сожалению, это связано с особенностями работы «Почты России», — комментирует Карен Казарян. — Насколько нам известно, Alibaba проводила переговоры с почтой по ускорению доставки посылок, так что в будущем с таким ростом товарооборота открытие полноценного представительства Alibaba на Дальнем Востоке выглядит вполне реалистично, но пока в планах Alibaba этого нет».
Само собой, это снижает покупательскую способность населения и развитие спроса и ведёт к тому, что ассортимент в российских интернет-магазинах гораздо беднее, чем в зарубежных, а их риски — выше. В итоге российские покупатели все чаще приобретают товары за рубежом. Особенно быстро увеличивается количество покупок в китайских интернет-магазинах.
Каждый второй активный онлайн-покупатель за последний год совершал хотя бы одну покупку в зарубежных интернет-магазинах.
«Каждый второй активный онлайн-покупатель за последний год совершал хотя бы одну покупку в зарубежных интернет-магазинах. Чаще всего — в Китае», — говорится в исследовании.
Это значит, что российский интернет-ритейл в будущем может столкнуться с серьезными проблемами, ведь интернет-магазины несут значительные затраты на привлечение покупателей: на этапе раскрутки затраты на приобретение покупателя могут достигать 2-3 сумм среднего чека. Если покупатель привыкнет приобретать товары в зарубежном интернет-магазине, то изменить его привычки можно будет только при помощи законодательного регулирования. Попытки такого регулирования уже предпринимались российским правительством.
Текст: РОМАН РОЖКОВ
Интернет гид №4 (апрель 2015)