Что такое UX дизайн
Содержание
Вы понятия не имеете, что такое UX дизайн, не так ли? А хотите разобраться в этом так, чтобы вы смогли без проблем объяснить, даже если разбудить вас ночью?
Отличие понятий UI и UX
Вместе с понятием «UX design», готова поспорить, вы слышали и понятие «UI design». Разберемся в их значении и начнем с того, что проще.
User Interface Design (UID) — переводится как проектирование (дизайн) пользовательского интерфейса.
Интерфейс — это то, что мы видим на экране, когда все дизайн-работы завершены — менюшки, кнопки, контент, графика. Если мы говорим о веб-дизайне, то интерфейс сайта может быть красивым/некрасивым, удобным/неудобным, но вот если он никому нужен, чтобы им пользоваться… то, скорее всего, вы сильно упустили что-то на одном из уровней UX дизайна.
User Experience Design (UXD) очень ломано переводится на русский язык, но его стандартным переводом у нас стало — проектирование опыта взаимодействия.
UX дизайн — это нечто намного большее, чем просто дизайн интерфейса — того, что пользователи видят на экране. Это скорее то, что они чувствуют, взаимодействуя с сайтом. Более того, UI дизайн — это только часть UX дизайна. Ведь, как я говорила, мало сделать красивый и удобный сайт. Важно понимать, что люди хотят, что им нужно, чем они хотят пользоваться, почему они реагируют на вещи так, а не иначе и, что не мало важно — как все это помогает бизнесу достигать своих целей.
Цели пользователей или цели бизнеса
Мы никогда не делаем что-то просто так. Бизнесы создаются, имея свои устремления, в том числе и материальные, а люди не заходят на сайты просто от нечего делать. Все преследуют свои цели. Причем здесь важно найти золотую середину между потребностями пользователей (что им нужно, что для них ценно) и целями бизнеса (обычно, так или иначе это касается получения прибыли). И тут важный момент: нельзя сосредоточиться только на одной из сторон и пренебречь другой. Они взаимосвязаны.
Если вам удается сделать нечто уникальное, другое и действительно выделяющее проект среди конкурентов, если вы превышаете ожидания пользователей — увеличивается лояльность к вашему бренду.
Люди получают положительный опыт взаимодействия с вашим ресурсом, им у вас нравится, соответственно что они делают в таком случае? Правильно, возвращаются на него и рассказывают о вас своим друзьям. Количество заходов на ваш сайт растет, растут и продажи.
Т.е. в зависимости от того, насколько пользователям нравится то, что вы для них создали, насколько это ценно для них — настолько же это ценно и для бизнеса в плане дохода, узнаваемости бренда и т.д.
Что нужно знать для создания хорошего UX веб-дизайна
Чтобы создать положительный опыт взаимодействия пользователей с вашим сайтом, нужно провести ряд исследований и найти ответы на такие вопросы:
- кто является целевой аудиторией пользователей сайта (их потребности, цели, интересы, заботы, ценности — в поисках чего они попадают на сайт?)
- понять, как люди будут вести себя, заходя на ваш сайт, что можно для них упростить, сделать удобнее, более friendly и то, что заставляет их уходить с сайтов
- исследование целей бизнеса (какие задачи бизнеса должен решить сайт, что именно из того, что ценно людям может приносить прибыль владельцам)
- исследование конкуренции (что выделяет сайт среди конкурентов, что нравится и не нравится людям у них, чего делать не стоит и как можно превзойти конкурентов)
Пусть вас не пугает термин «исследование», никаких научных навыков здесь не потребуется. На самом деле, всё проще, чем кажется. Чаще всего, нам достаточно поговорить с заинтересованными сторонами (заинтересованными в проекте и доходе) и задать им эти вопросы и другие. Это могут быть заказчики, проджект-менеджеры, вплоть до директора. Реже — удастся пообщаться с самими пользователями и узнать у них, что им нужно. Важно как можно на более раннем этапе, выяснить, что является успехом в понимании тех и других, чтобы было ясно, к чему стремиться.
Как обеспечить хороший опыт взаимодействия посетителями с сайтом
Хороший UX дизайн обеспечивает то, что люди пользуются сайтом. Потому что мы используем что-либо когда:
- можем легко понять, как нам сделать то, что нам нужно
- когда понятны конкретные шаги
- есть немедленная четкая обратная реакция, которая происходит после каждого нашего действия на сайте («да, это работает»)
- минимизирована возможность ошибки, а если мы делаем ошибку, мы можем легко и быстро все исправить
Почему стоит беспокоиться о UX дизайне
Почему нам вообще стоит беспокоиться о создании положительного опыта взаимодействия с сайтом? Если вы все еще не поняли, пишу вам, как минимум, 3 причины:
Причина №1. Всё, что мы создаём — используют люди
И почти все они имеют либо хороший опыт пользования сайтами, подобными тому, что вы разрабатываете, либо плохой. Угадайте, в каком случае люди больше и эмоциональней рассказывают в интернете о том, с чем они столкнулись? Вам ведь не нужна дурная слава, не так ли?
С другой стороны, если опыт был хороший, вы заполучите их сердце, если превысите все ожидания (знаем, кто пользователи, чего они хотят и делаем лучше, чем у конкурентов).
Причина №2. Достижение пользователем цели еще не значит, что это успех
Если ему удалось пройти через все круги ада, в поиске товара, который ему нужен на сайте, где нет нормального фильтра по нужным ему характеристикам, неудобная навигация и заполняя огромные формы и все-таки заказать злосчастный товар, потому что только в этом интернет-магазине он был в наличии — это еще не значит, что это успех.
Если в следующий раз он попадет на более удобный сайт — он закажет там, даже если будет немного дороже. Потому что вряд ли ему захочется проходить через такой опыт снова.
Причина №3. Хороший UX дизайн позволяет наслаждаться пользованием
Что может быть лучше для пользователя, если ему удобно, просто, понятно найти и сделать то, что ему нужно? Лучше может быть только если оформление сайта при всем этом не оставляет равнодушным — оно запоминающееся, индивидуальное, его ни с чем не спутать. Здесь уже больше пойдет речь об эмоциональном веб-дизайне и я обязательно напишу об этом статью.
Резюме
Процесс работы над проектированием успешного опыта взаимодействия пользователей с сайтом вскрывает потребности пользователей и цели бизнеса и то, как они могут пересечься. Важно понимать, что нужно и ценно для пользователей настолько, чтобы это приносило ценность (доход) и бизнесу.
Дизайнеру нужно приступать к разработке дизайна сайта, хорошо понимая потребности обоих сторон. Чаще всего, выяснить это можно просто пообщавшись и задав правильные вопросы с представителем, выражающим интересы компании.
Разрабатывая интерфейс, ставьте себя на место пользователя.
Если бы вы были заинтересованы в том, что предлагает сайт, подумайте:
- что бы вы делали в первую очередь, зайдя на него
- какая информация была бы для вас самая важная, что не представляло бы интереса
- какие дополнительные вопросы и жалобы могли бы возникнуть в пользователя
- ценно для вас было бы то, что предлагается на сайте как ценность?
Если у вас возникают сомнения, это повод обсудить их совместно с заказчиком. Поскольку UX дизайн — это не этап, которому можно поставить галочку и считать завершенным. Это процесс, который начинается задолго до появления первого пикселя на экране и продолжается даже после завершения основных работ по сайту.