Главная Блог Интернет-магазины
Интернет-магазины будут блокировать
Содержание
Сервисы "Яндекса", "Aliexpress и Uber в опасности: Роспотребнадзор добивается права блокировать сайты интернет-магазинов, маркетплейсов и поставщиков услуг. Повод - "Многочисленные злоупотребления и правонарушения", а также "Иностранный элемент".
Ситуация усугубляется
Законопроект, который наделяет Роспотребнадзор правом отключать интернет-магазины, нарушающие закон «О защите прав потребителей», был опубликован в интернете в конце июня на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru). Ведомство рассчитывает, что он будет принят до конца этого года и вступит в силу 1 января 2016-го.
В пояснительной записке к проекту закона говорится о «динамичном развитии индустрии электронной коммерции по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг». Ссылаясь на «экспертные оценки», авторы законопроекта отмечают, что «в 2014 году оборот рынка российской интернет-торговли вырос на 31% и достиг 713 млрд руб.
Всё бы хорошо, но наряду с ответственными продавцами в интернете орудуют «недобросовестные участники рынка», которые «в целях получения максимальной выгоды наносят ущерб экономическим интересам и законным правам не только потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества». Дело в том, что в России «не урегулирована деятельность „информационных посредников" (товарных агрегаторов), которые формально не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, но при этом выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств».
Прямое следствие — «многочисленные злоупотребления и правонарушения», с которыми Роспотребнадзор в настоящее время бороться не может. «В ситуации, осложненной иностранным элементом, ситуация с организацией в сфере электронной коммерции превентивного контроля в целях недопущения массовых нарушений и защиты прав потребителей ещё более усугубляется»,— поясняют авторы законопроекта.
Если в первой части пояснительной записки ещё есть какие-то цифры, то здесь без конкретики. О сути злоупотреблений тоже почти ничего не говорится. Похоже, претензии к «информационным посредникам» сводятся к тому, что они не предоставляют потребителям весь объём предусмотренной российским законодательством информации о продавцах и товарах, которые они предлагают. Роспотребнадзор предлагает закрепить за сайтами-агрегаторами в законе «О защите прав потребителей» определение «поставщик» и предусмотреть в Кодексе об административных правонарушениях возможность их временной блокировки на уровне доменного имени.
Каждый четвёртый - вон!
В случае принятия поправок претензии можно предъявлять многим маркетплейсам: AliExpress, eBay, «Яндекс. Маркету». Кроме того, поскольку в тексте говорится не только о поставщиках товаров, но и о поставщиках услуг, под ударом окажутся и, например, «Яндекс. Такси» или Uber. «Предлагаемые законопроектом изменения в случае их принятия могут отразиться не только на указанных сервисах, но и вообще на любых сайтах в интернете»,— заявили «Деньгам» в «Яндексе».
«Требования о предоставлении информации о товаре в объёме, предусмотрен¬ном статьями 10 и 26.1 закона РФ „О защите прав потре-бителей", в полном объёме не исполняют практически все участники рынка интернет-торговли, включая крупных ритейлеров,— говорят в „Яндексе".— Так, практически во всех случаях не предоставляется информация об импортере, полном наименовании и местонахождении изготовителя, сроке службы товара, сроке действия предложения продавца о заключении договора».
К середине июля законопроект Роспотребнадзора должен был пройти процедуру публичного обсуждения. Этот этап отмечен как пройденный, однако в соответствующем разделе сайта ни одного отзыва на законопроект нет. В Роспотребнадзоре «Деньгам» рассказали, что замечания всё же поступили и в текст будут внесены некоторые изменения. Затем законопроект должен получить заключение о регулирующем воздействии и пройти антикоррупционную экспертизу. «Мы узнали об этом законопроекте только в момент его размещения на сайте regulation.gov.ru. Насколько нам известно, участники отрасли не участвовали в разработке этого законопроекта»,— говорят в «Яндексе».
«Понятно же, кто за этим стоит: в АКИТ сменилось руководство, и они решили зайти с другого конца, раз с пошлинами и параллельным импортом не вышло»,— предполагает собеседник «Денег» в российском представительстве одного из «иностранных элементов». От официальных комментариев будущие жертвы, впрочем, отказываются. Те же, кто изменений не боится, о конкурентах прямо не говорят, но типичными нарушениями чаще всего называют «серый» товар.
Вообще-то, АКИТ действительно поддерживает предложения Роспотребнадзора. Более того, они и анонсированы были на встрече главы ведомства Анны Поповой с исполнительным директором АКИТ Артемом Соколовым. Ассоциация уже давно борется за снижение порога беспошлинных покупок в иностранных интернет-магазинах до € 150, а также лоббирует запрет параллельного импорта.
В разное время из-за несогласия с этими инициативами ассоциацию покидали как зарубежные (eBciy), так и российские (Wikimart) компании. Эти предложения сейчас не обсуждаются. О легализации параллельного импорта премьер-министр Дмитрий Медведев и вовсе высказывается как об одной из возможных антикризисных мер, так как «продукцию можно будет закупать в третьих странах, где она стоит дешевле».
В АКИТ участие в работе над законопроектом опровергают. «АКИТ участвует в обсуждении,— говорит исполнительный директор ассоциации Артем Соколов.— Концептуально мы этот законопроект поддерживаем, но вместе с тем считаем, что ответственность должна быть адекватной: например, если нарушения выявлены лишь в отношении какой-то конкретной товарной позиции, это, конечно, не должно быть поводом для прерывания работы всего сайта».
Кроме того, Артем Соколов считает, что изменения не повлияют на работу зарубежных сайтов. «Нужно понимать, что зарубежные магазины находятся в другой юрисдикции, поэтому российские законы напрямую не влияют на их деятельность,— говорит собеседник „Денег".— Правда, если зарубежный игрок имеет юридическое лицо в России (например, у eBay или AliExpress российские представительства есть.— „Деньги"), тогда ему необходимо следовать этим правилам».
Еще один вопрос, на который у Роспотребнадзора не нашлось ответа,— масштаб проблемы, с которой он борется. В пресс-службе ведомства «Деньгам» предложили ознакомиться с его годовым отчетом, однако в этом документе об электронной коммерции почти не говорится. Сообщается лишь, что за 2014 год в отношении интернет-продавцов ведомство получило только 7,6 тыс. жалоб (годом ранее — 5,8 тыс.) — это менее 6% общего числа обращений по вопросам защиты прав потребителей в сфере розничной торговли. Какое количество жалоб легло в основу административных дел, не уточняется.
В «Яндексе» утверждают, что с 2011 года компания получила всего три запроса от Роспотребнадзора, связанных с рассмотрением жалоб потребителей на нарушение их прав продавцами или исполнителями, размещавшими информацию о своих товарах или услугах на сервисах «Яндекса». На самом деле тема «многочисленных злоупотреблений», которые допускают интернет-продавцы, ранее возникала в общественном пространстве лишь однажды.
В прошлом году «Молодая гвардия Единой России» вдруг сообщила, что провела «исследование» и обнаружила, что «каждый четвёртый» интернет-магазин нарушает законодательство: «не указывает ИНН и ОГРН, то есть непонятно, от какого юридического лица занимается предпринимательской деятельностью». Представители организации рассказали газете «Известия», что передали в Роспотребнадзор список из более чем 10 тыс. таких сайтов, и в тот же день руководитель ведомства Анна Попова впервые заявила, что «настало время усилить контроль за деятельностью интернет-магазинов». Как именно изменится законопроект к моменту внесения в Госдуму, неизвестно. Кто будет участвовать в его доработке, тоже непонятно. Вполне вероятно, что все сведется к корректировке некоторых формулировок. «Планируемые изменения в российской законодательной базе — шаг навстречу потребителю, но, на наш взгляд, не совсем удачно было выбрано наименование „поставщик", которое не отражает суть электронной торговли на интернет-площадках и может вызывать некорректные ассоциации как у самих продавцов, так и у конечного потребителя»,— говорят, например, в компании «Юлмарт», крупнейшем российском интернет-ритейлере, который входит в АКИТ •
ТЕКСТ: Олег Хохлов
Коммерсантъ Деньги №29 (июль-август 2015)