Почему «Яндекс» проигрывает битву за Россию «Зелёным человечкам» Google
Содержание
Яндекс» никогда не просил государство о помощи. Основатели подчеркнуто гордились тем, что российская интернет-компания в честной рыночной борьбе странснациональными гигантами сумела вырасти и занять доминирующее положение в стране.
«Это такой редкий пример, когда безо всякой протекции, в отличие от других рынков, у нас выросли свои собственные сильные игроки», - говорил основатель и гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож на встрече интернет-предпринимателей с Владимиром Путиным в июне прошлого года. Но всего восемь месяцев спустя «Яндекс» пожаловался в Федеральную антимонопольную службу на главного конкурента, компанию Google. Что заставило «Яндекс» решиться на этот шаг и почему конфликт между поисковиками - начало большой многолетней войны.
Всеобщая мобилизация
В 2007 году в московском офисе Google основатель компании Сергей Брин показывал коллегам из «Яндекса» телефон с первой, ещё непубличной версией мобильной системы Android. Мало кто тогда подозревал, что эта «раскладушка» является предвестником тектонических сдвигов в интернете, но Брин в этом не сомневался: он с жаром рассказывал собеседникам, насколько важна новая операционная система.
В 2010 году появились iPhone 4, iPad и Google Nexus, которые быстро стали хитами. Тогда «Яндекс» инициировал программу под названием «Мобилизация» - сотрудники компании могли получить бесплатный смартфон с операционной системой по своему выбору, чтобы лучше понимать потребителей мобильных устройств. А год спустя «Яндекс» сам стал активным игроком на рынке мобильного интернета, сперва как разработчик приложений, а затем и как создатель прошивки на базе Android - Yandex.Kit.
Готовясь к публичному размещению на бирже NASDAQ, сотрудники «Яндекса» уже прекрасно знали, что у мобильного интернет-трафика есть все шансы обогнать «настольный». И что Android - на тот момент у операционной системы было чуть больше 10% рынка - станет одним из главных игроков. В проспекте к IPO, в разделе рисков упоминалось, что «мобильная платформа Android может позволить Google оказывать существенное влияние на размещение приложений в мобильных устройствах и рынок мобильной рекламы».
Будущее наступило быстро. В 2015 году количество мобильных устройств с доступом в интернет превысило число настольных компьютеров, большая часть запросов вводится в строку поиска на смартфонах и планшетах. Android был установлен на 84% смартфонов, проданных в России в последнем квартале 2014 года (данные IDC). «Яндекс» оказался в ситуации, в которой все перспективы роста компании связаны с продуктом злейшего конкурента. Google, конечно, пользуется преимуществами обладания собственной мобильной платформой.
На вопрос, как «Яндекс» мог проспать угрозу, нет простого ответа: каждый сотрудник компании заподозрил неладное в свое время. Например, ушедший из жизни основатель и бессменный технический директор «Яндекса» Илья Сегалович не доверял Android с самого начала, а в 2013 году артистически показывал своим коллегам, с какой лёгкостью их продукты могут быть выброшены из «гугловской» системы, - брал мяч и бил по нему ногой.
Его тогдашний заместитель Григорий Бакунов, отвечающий сейчас за распространение технологий «Яндекса», признаётся, что долго был оптимистом. Программист с многолетним стажем верил в открытость Android: первые подозрения зародились у него в 2011 году, года новая, третья версия ОС под названием Honeycomb была выпущена без исходного кода. «Технаря» Бакунова больше всего возмущает, что давно уже закрытый для посторонних Android до сих пор считается «открытой» операционной системой.
Коммерческая часть «Яндекса» отчаялась только в 2014 году, когда стало ясно, что Google использует собственную ОС для прямой борьбы с конкурентами. Начальник дистрибьюции сервисов «Яндекса» Юрий Вечер рассказывает, что в какой-то момент у него просто не осталось возможности для работы с производителями телефонов. Осенью прошлого года сразу несколько компаний одна за другой отказались предустанавливать поиск и приложения «Яндекса» на свои телефоны. Мейджоры - международные компании, лидирующие и на российском рынке, - не отвернулись от «Яндекса» совсем, но отодвинули его подальше. «Один производитель ставил поисковый виджет на второй экран. «Раскатку» делали по воздуху. И на полпути производитель её остановил», - вспоминает Юрий Вечер.
Чемпионы мобильного трафика
Аудитория сайтов (включая мобильные приложения), январь 2015г., тыс.чел.
Google (ru+com)
Яндекс
Вконтакте
YouTube
Mail.ru
Wikipedia.org
Viber
«Яндекс» во всем винит Google. Российский поисковик попал в полную зависимость от продукта своего главного конкурента и рискует потерять рынок мобильного поиска.
РБК №4 (апрель 2015)