Поиск по умолчанию
Содержание
В «Яндексе» любят повторять, что на рынке поиска нужна конкуренция. Каждый сотрудник компании знает краткую историю «турецкой кампании»: после того как «Яндекс» захватил крошечную долю соседского рынка, качество поиска Google там существенно выросло. Предполагается, что пользователи отказываются от худшего продукта, когда у них есть выбор. Обратное, однако, неверно: хороший продукт не способен продать себя сам. «Качество поисковой выдачи позволяет не потерять долю на рынке, но приобрести ее можно только за счет дистрибьюции и маркетинга», - уверен Александр Ларьяновский, который до 2014 года руководил турецким офисом «Яндекса».
Разработка интернет-магазинов Подробнее...
Даже на домашнем компьютере мало кто готов вручную устанавливать поиск по умолчанию, а на мобильном устройстве - на бегу, с маленьким экраном и без мышки - этим не занимается почти никто. Подавляющее большинство пользователей остаются с тем поисковиком, который предложен по умолчанию. Ларьяновский моделирует поведение потребителя так: человек вбивает запрос в дефолтную поисковую строку и, если первая выдача его устраивает, пользуется ей и дальше. В некотором смысле, добавляет он, «поиск превратился в коммодити».
Компании-конкуренты предустанавливают свой поиск по умолчанию в браузеры и мобильные устройства, рекламируют их, в том числе по телевизору, «подсовывают» пользователям всплывающие окна. Занимаются этим все игроки: недавно Yahoo! заключил контракт с браузером Firefox - и тут же увеличил свою долю на американском рынке поиска на несколько процентов. Google использует для дистрибьюции собственную операционную систему и браузер: в большинстве стран пользователь может выбрать в Chrome поиск по умолчанию, но в России эта опция была отключена. Аркадий Волож даже писал Сергею Брину, но это не помогло.
«Яндекс» тоже не стесняется методов партизанской дистрибьюции. У него есть программа «Защитник», которая спрашивает любого пользователя, пожелавшего поменять дефолтный поиск, уверен ли он в том, что хочет это сделать. А некоторые бесплатные программы при установке предлагают сделать «Яндекс» поиском по умолчанию - с уже проставленной галочкой в нужном окне.
В результате долю конкурентов на разных платформах определяют каналы дистрибьюции. Например, в «Яндекс.Браузере» доля поисковика «Яндекс» составляет 95%, говорит создатель счетчика Livelnternet Герман Клименко, а в Google Chrome - меньше 40%. Он не верит, что 95% - это доля лояльных пользователей, в среднем по рынку она в 1,5 раза меньше. В телефонах на Android «Яндекс» уступает Google, а в Nokia X с предустановленным поиском - обгоняет в два с лишним раза. В магазине приложений «Яндекс.Стор» вообще нет сервисов Google, хотя в Google Play сервисы «Яндекса» есть. Зато сам «Ян-декс.Стор» нельзя устанавливать в телефоны на платформе Android - на этом настаивает Google, рассказал журналу «РБК» руководитель одного из локальных производителей телефонов для российского рынка.
По мнению многих людей на рынке, «Яндекс» и Google ведут себя совершенно одинаково и в равной мере используют «коммерческие» приемы (программисты произносят это слово с пренебрежением). «Мы имеем право, у нас нет доминирующего положения», - говорит на это источник в руководстве «Яндекса». «Посмотрите на российский рынок поиска - это кто тут еще монополист!» - возражает источник, близкий к руководству российского Google.
Принципиальных отличий между работой с Google и работой с «Яндексом» нет», - резюмирует источник в руководстве крупного международного производителя телефонов.
РБК №4 (апрель 2015)