Стиль «низкокачественный грандж» для сайта
Содержание
Если действительно «нет ничего нового под солнцем» (как неустанно повторял Екклезиаст), то для того, чтобы разработать «свежий» стиль, нужно вернуться на несколько десятилетий назад, вырезать то, что покажется интересным, и вставить это в настоящее.
В 60-е и в начале 70-х годов цифровая печать была неизвестна в коммерческих кругах. Постеры Питера Макса (Peter Мах) для психоделического концерта Haight-Ashbury*, консервные банкив стиле поп-арт Энди Уорхола (Andy Warhol) и небрежные, рисованные пером и тушью иллюстрации Ральфа Стедмена (Ralph Steadman) были созданы без использования цифровых средств и напечатаны на офсетных прессах.
* Район Сан-Франциско, бывший в 60-е годы центром движения хиппи, название района стало символом этого движения и музыкального психоделического искусства хиппи.
Чем ближе к истокам художественного движения, тем меньше точность и качество печати. Поэтому тогда появлялись плакаты с расплывающимися цветами, пятнами и неточностями. Другими словами, в то время для поп-культуры были характерны работы с низким качеством печати. Конечно, в 60-е и в начале 70-х годов такая не-цифровая печать не имела определения «ретро». Её даже не рассматривали как не-цифровую, так как не существовало цифровой печати, с которой можно было бы сравнивать. Просто в то время графическое оформление в большинстве своем выглядело именно так.
Перемотаем ленту к началу 90-х. Борющийся с традициями художник-оформитель Дэвид Карсон (David Carson) привлекает всеобщее внимание неординарным видом своего андеграундного журнала Raygun. Вопреки сложившейся оформительской культуре, погрязшей по уши в упорядоченных скоординированных композициях, которые стали возможны благодаря издательским программам для настольных систем, Карсон обращается к небрежному, грязному, безобразному стилю. Размеры его шрифтов резко различаются в пределах одной композиции. Направления линий намеренно смазаны,из-за чего они размываются, накладываются и пересекаются друг с другом, а текст сам по себе становится видом абстрактного искусства.
Карсон, как правило, пользуется ужасными шрифтами в стиле «грандж» - шрифтами, которые расплываются по краям, шрифтами, которые жутко выглядят, шрифтами, которые неаккуратны и неточны, шрифтами, которые невероятно похожи на шрифты авангардистских плакатов конца 60-х годов, до появления цифровой печати. Представьте себе.
В начале 90-х годов, в то время, когда дизайн должен быть «виден, но не слышен», обрамляя содержание и не привлекая к себе излишнего внимания, Карсон изобретает очень заметный (некоторые сказали бы, навязчивый) стиль оформления. Его подход и концепция оказали большое влияние на стиль Web-дизайна «низкокачественный грандж» (Lo-Fi Grunge), так что краткие выдержки из некоторых его рассуждений по поводу графического оформления будут здесь вполне уместными:
1 Относительно цели «трудного для чтения» дизайна:
«[В каждом выпуске Raygun] почти всегда есть одна [статья], которую труднее читать, чем остальные, но... ни у кого не возникает мысль: "Что ж, давайте ее отбросим”. Отправной точкой является попытка интерпретировать статью, и пусть при этом некоторые из них сложно читать, ОК? У меня нет с этим проблем, и я действительно считаю, что сложность больше заинтересовывает читателя, особенно нашего читателя, особенно когда вы конкурируете с другими вещами [такими как музыкальное видео и компьютеры].»
2 Относительно слабости неназойливого дизайна:
«Мне кажется, что сейчас, если шрифт невидим, то невидима и статья, и тогда её, возможно, не прочитают, потому что - по крайней мере в случае с этой аудиторией, и я думаю, что не только с этой, но и другими - они предпочтут смотреть телевизор или видео. Вы даете кому-то увесистую страницу, заполненную серым шрифтом, и говорите: "Прочитай этот блестящий рассказ”, и большинство людей, скорее всего, скажут: "Не похоже, чтобы это было интересно. Давай попробуем найти что-нибудь более занятное”. Я думаю, что если шрифт невидим, он оказывает медвежью услугу действительно хорошей статье.»
И снова перемотаем ленту вперед, на этот раз ко второй половине 90-х. Место действия: Хельсинки, Финляндия. Исследователь дизайна для подростков Миика Сакси (Miika Saksi) поглощает выпуски Elie и других модных журналов, штудируя, выделяя, изучая Photoshop, отшлифовывая, экспериментируя, оттачивая свой стиль. Хотя Карсон не оказал напрямую сильного влияния на Сакси, журналы международной моды, которые читает Сакси, оформляются дизайнерами, слишком хорошо знакомыми с работами Карсона.
Когда в 1997 году Сакси, наконец, разместил свой сайт в Сети, который произвел фурор среди андеграунда онлайнового сообщества дизайнеров. До этого момента оформление в Сети было в основном расчерченным, прямоугольным, управляемым, цифровым и аккуратным. Сакси удается сочетать характерную для поздних 60-х неточность печати с небрежными, отрицающими сетку композициями Карсона, приспосабливая их к Сети и не теряя ни капли их аналогового шарма, добавляя к этой смеси штрихи собственно европейского дизайна для равновесия.
Так родился стиль Web-дизайна под названием «низкокачественный грандж»
Приблизиться к печати настолько, насколько нужно
В большинстве своем «шедевры» низкокачественного грандж-дизайна выполняются в Photoshop - путем экспериментирования с кистями, совмещения слоев, применения фильтров к отдельным изображениям и включения в готовый коллаж какого-либо удручающего по виду текста.
Этот «дизайн» Photoshop затем разрезается на кусочки, сохраняется в формате GIF или JPEG и вновь собирается на Web-странице. Поскольку низкокачественный грандж ради своеобразия во многом полагается больше на Photoshop, чем на HTML, он рискует получить ярлык стиля, ориентированного на печать. Несомненно, многие из этих оформительских коллажей смотрелись бы лучше с разрешением в 300 точек на дюйм, украшая страницы каких-нибудь глянцевых печатных изданий.
Почему я предлагаю низкокачественный грандж в качестве свежего стиля веб-дизайна? Главным образом потому, что в интернете, где всё так аккуратно разложено по полочкам, низкокачественный грандж выглядит свежим. Кроме того, он происходит от нестандартного, грязного, экспериментального печатного стиля, поэтому я хочу закрыть глаза на его печатное происхождение и признать его сетевым стилем оформления.
Вместо того чтобы тратить много времени на разговоры о технических приемах работы в Photoshop (на эту тему уже написано довольно много), я объясню некоторые фундаментальные приемы оформления и программирования, благодаря которым низкокачественный грандж «работает» в интернете, используя преимущества его уникальных качеств и обходя некоторые особенности, не свойственные печати. Теперь давайте обратимся к лучшим сайтам низкокачественного гранджа.